Иностранные языки

Английский, немецкий, французский

Фестиваль «Учительская книга». 3 ноября: иностранные языки

Профессиональная встреча учителей английского, немецкого и французского языков, как всегда, была содержательной и многоплановой. С одной стороны, педагоги стремятся как можно лучше подготовить к ЕГЭ учеников, выбравших это предмет. С другой – ожидают введения ОГЭ и обязательного ЕГЭ по иностранному языку, когда все дети должны будут продемонстрировать свой уровень знаний.

Нужно учитывать, что разница между результатами заинтересованных, мотивированных учеников и тех, кому иностранный язык не дается, очень велика. Об этом участники фестиваля узнали на лекции «Мониторинг качества иноязычного образования на современном этапе», с которой к аудитории обратилась М.В. Вербицкая, доктор филологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник ФГБНУ «ФИПИ», руководитель Федеральной комиссии по разработке КИМ ОГЭ и ЕГЭ по английскому языку. Она рассказала о масштабном национальном исследовании качества образования (НИКО) ‒ 2016, которое проходило в разных регионах России, чтобы определить уровень овладения иностранными языками в средней школе. Оно включало в себя задания по аудированию, чтению вслух, говорению, чтению с пониманием, контроль грамматических и лексических навыков.

Ведущая продемонстрировала задания, критерии оценивания и прокомментировала результаты. Они неутешительны: в пятых классах: больше трети детей получили «двойки», 47% ‒ «тройки». В восьмых классах ‒ 44% сдали на «двойки». Такова реальная картина. При этом, по мнению М. Вербицкой, мониторинг «помогает понять, чему и как надо учить и почему не надо натаскивать. Чтобы учить, надо знать, уметь, думать и все время учиться самому».

Именно на это и были настроены участники фестиваля. Прежде всего, они имели возможность из первых рук получить рекомендации по подготовке учеников к ЕГЭ.

Для преподавателей немецкого языка состоялась лекция «Докажем, что ЕГЭ по немецкому языку ‒ это не страшно! Разработчик КИМов по немецкому языку выполняет задания экзамена в режиме реального времени», которую провел А.Е. Бажанов, заместитель директора Института иностранных языков МГПУ по учебной работе, член рабочей группы Федеральной комиссии по разработке КИМов по немецкому языку, ЕГЭ по иностранным языкам. Как и было заявлено в названии, задания последовательно выполнялись и сопровождались комментариями.

Ведущий анализировал устную часть экзамена, при этом напомнил структуру, упомянул незначительные изменения, обратил внимание коллег на критерии оценивания. И, конечно, на встрече прозвучали советы по подготовке к экзамену. Например, при чтении про себя, полезно бывает пробормотать текст ‒ так лучше понимаешь, где допускаешь ошибки и исправить их, можно расставить паузы и логические ударения.

Для учителей английского рекомендации звучали на лекции «Подготовка учащихся к сдаче основного и единого экзаменов по английскому языку в 2018 году», прочитанной А.С. Родоманченко, кандидатом педагогических наук, доцентом Департамента иностранных языков НИУ «Высшая школа экономики», членом комиссии разработчиков КИМ ЕГЭ по английскому языку ФГБНУ «ФИПИ». Здесь можно было познакомиться с подробным разбором заданий, типичных ошибок при их выполнении и получить советы относительно алгоритма действий.

Несколько иной подход к этой теме был продемонстрирован кандидатом технических наук, старшим научным сотрудником Института образовательной информатики Федерального исследовательского центра «Информатика и управление» РАН, учителем английского языка высшей категории О.М. Корчажкиной на лекции «Типичные и нетипичные ошибки при подготовке и сдаче ОГЭ и ЕГЭ по английскому языку: мифы об известных стратегиях». На этой площадке участники фестиваля могли узнать о системном подходе к предотвращению ошибок. Ошибка рассматривалась с разных ракурсов, в том числе как результат неразрешимого противоречия. На лекции прозвучала диагностика противоречий и анализ вариантов экзамена с позиции противоречий. Ведущая пояснила, как классифицировать ошибки на типичные ‒ ожидаемые и нетипичные ‒ результат бездумного следования стратегиям. И работать с ними можно, лишь проанализировав противоречия стратегий, что и было продемонстрировано.

Разнообразие подходов пополнил А.В. Конобеев, кандидат педагогических наук, главный редактор издательства «Титул» и журнала «Английский язык в школе» во время лекции «Снятие типичных трудностей в изучении английского языка на уроках и во внеурочной деятельности. Подготовка школьников к конкурсам, олимпиадам и итоговой аттестации».

Ведущий предложил коллегам такой комплекс мер: усилить внимание к чтению в начальной школе, изыскивать дополнительные возможности для изучения грамматики, приучать к определенному формату заданий при оценивании, формировать УУД, работать над стратегиями выполнения экзаменационных заданий. А поскольку шаги по освоению иностранного языка начинаются с младшего возраста, предложил вниманию коллег приемы и упражнения, облегчающие освоение чтения. И порекомендовал, как можно постепенно наращивать умения учеников.

О том, как работать с самыми младшими детьми можно было узнать на мастер-классе «Учебные карты и спиннеры на уроке английского языка: от удивления к интересу», который провел кандидат педагогических наук, исполнительный директор Национальной ассоциации преподавателей английского языка NATE, финалист конкурса «Учитель года Москвы 2012» П.А. Степичев. Это был настоящий сеанс лингвистической- и педагогической ‒ магии (с разоблачением). Ведущий манипулировал карточками, «угадывал» задуманные английские слова, предлагал новые задания. Тут же раскрывался секрет фокуса: небольшая хитрость и ловкость рук- и вот в игру включены все, а в памяти сами собой оседают слова, которые невозможно не запомнить.

Попутно звучал комментарий к играм: помимо пополнения словарного запаса многие тренируют память, сообразительность и внимание. Одни хороши для большой компании, другие подходят для индивидуальных занятий. И все без исключения игры увлекали аудиторию, а самые сообразительные и активные участники получали призы.

Этот день вообще был щедр на подарки, встречи и интересные приобретения. Участники расходились с фестиваля «Учительская книга» с полными пакетами литературы, игр, дисков. И, конечно, с новыми педагогическими идеями.

Елена Куценко



Более 1000 наименований книг для учителя представляют: «Language 360», «Британия», «ВАКО», «ВКС – обучение без границ», «Евролибра», «Интеллект-Центр», «Легион», «Мир школьника», «Национальное образование», «Просвещение», «Русское слово», «Стади-Центр», «Титул», «Экзамен», Издательство «ДРОФА» корпорации «Российский учебник».


Время

09:30

Начало работы

10:00

10:15

Открытие дня

10:30

11:45

Издательство «ВАКО»

Учебные карты и спиннеры на уроке английского языка: от удивления к интересу

П.А. СТЕПИЧЕВ, кандидат пед. наук, исполнительный директор Национальной Ассоциации преподавателей английского языка, автор игр и патента, победитель конкурса «Учитель года Москвы 2012» в вузовской номинации

Компания «Language 360»

Вопросы грамматики и подготовка к ОГЭ с использованием нового онлайн компонента пособия Round-up

А.В. ПОЧЕПАЕВА, к.п.н., эксперт ЕГЭ, DELTA, автор пособий для подготовки к ЕГЭ

Издательство «Легион»

Типичные и нетипичные ошибки при подготовке и сдаче ОГЭ и ЕГЭ по английскому языку: мифы об известных стратегиях

О.М. КОРЧАЖКИНА, к.т.н., старший научный сотрудник Института кибернетики и образовательной информатики Федерального исследовательского центра «Информатика и управление» РАН, учитель английского языка высшей квалификационной категории, автор пособий издательства «Легион»

Издательство «ДРОФА» корпорации «Российский учебник»

Особенности обновленного курса английского языка «Enjoy English» / «Английский с удовольствием»

М.З. БИБОЛЕТОВА, к.п.н., доцент, старший научный сотрудник, ФГБНУ Институт стратегии развития образования РАО;
Н.Н. ТРУБАНЕВА, к.п.н., старший научный сотрудник, ФГБНУ Институт стратегии развития образования РАО

Издательство «Просвещение»

Стратегии подготовки учащихся к сдаче ОГЭ или bite-size learning

Т.А. КУЗНЕЦОВА, учитель-методист МБОУ СОШ № 20 г. Химки, руководитель ММО учителей английского языка Городского округа Химки, Заслуженный Учитель России, Победитель ПНПО 2006, Лауреат именной премии Губернатора Московской области 2005, 2012, эксперт ОГЭ и ЕГЭ

Новые возможности в системе подготовки к ОГЭ в линии УМК «English 2-11»

В.П. КУЗОВЛЕВ, к.п.н., профессор, руководитель авторского коллектива линии УМК «English» 2-11 классов

12:00

13:15

Семинар

Группа компаний «Евролибра»

Книга для учителя как средство профессионального роста

Л.Б. РОМАНОВА, методист Центра Технического Творчества и Информационных Технологий Пушкинского района СПб, методист издательства «Евролибра», почетный работник образования РФ, учитель высшей категории;
И.В. КАРПАКОВА, академический директор компании «Евролибра», почетный работник образования РФ, учитель высшей категории

Представительство департамента экзаменов Кембриджского университета (Cambridge English Language Assessment)

Language Assessment) Revised Cambridge English: Young Learners tests – a look at the new tasks and the new assessment criteria

C. BARNS, Cambridge English Language Assessment teacher trainer

Издательство «Айрис-Пресс»

Работа с лексикой на уроке английского языка: интересные и эффективные решения и идеи

П.А. СТЕПИЧЕВ, кандидат пед. наук, исполнительный директор Национальной Ассоциации преподавателей английского языка, автор игр и патента, победитель конкурса «Учитель года Москвы 2012» в вузовской номинации

Издательский Центр «ВЕНТАНА-ГРАФ» корпорации «Российский учебник»

Мониторинг качества иноязычного образования на современном этапе

М.В. ВЕРБИЦКАЯ, д.филол.н., профессор, ведущий научный сотрудник ФГБНУ «ФИПИ», руководитель Федеральной комиссии по разработке КИМ ОГЭ и ЕГЭ по английскому языку, заслуженный работник высшей школы РФ, автор учебников серии FORWARD

Издательство «Просвещение»

Мы пойдём другим путём: как построить индивидуальную образовательную траекторию?

М.А. ЛЫТАЕВА, к.п.н., доцент Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»

Докажем, что ЕГЭ по немецкому языку – это не страшно! Разработчик КИМов по немецкому языку выполняет задания экзамена в режиме реального времени

А.Е. БАЖАНОВ, заместитель директора Института иностранных языков МГПУ по учебной работе, член рабочей группы Федеральной комиссии по разработке КИМов по немецкому языку, ЕГЭ по иностранным языкам

13:30

14:45

Издательство «Титул»

Снятие типичных трудностей в изучении английского языка на уроках и во внеурочной деятельности. Подготовка школьников к конкурсам, олимпиадам и итоговой аттестации»

А.В. КОНОБЕЕВ, к.п.н., главный редактор издательства «Титул» и журнала «Английский язык в школе»

Издательство «Национальное образование»

Подготовка учащихся к сдаче основного и единого экзаменов по английскому языку в 2018 году

М.В. ВЕРБИЦКАЯ, д.филол.н., профессор, ведущий научный сотрудник ФГБНУ «ФИПИ», руководитель Федеральной комиссии по разработке КИМ ОГЭ и ЕГЭ по английскому языку, заслуженный работник высшей школы РФ, автор учебников серии FORWARD;
А.С. РОДОМАНЧЕНКО, к.п.н., доцент Департамента иностранных языков НИУ «Высшая школа экономики», член комиссии разработчиков КИМ ЕГЭ по английскому языку ФГБНУ «ФИПИ»

Издательство «ДРОФА» корпорации «Российский учебник»

Словообразовательные процессы современного английского языка и их отражение в серии учебников «Rainbow English»

О.В. АФАНАСЬЕВА, профессор, д.фил.н., зав.кафедрой английской филологии МГПУ, Заслуженный работник высшего образования РФ, автор УМК «Rainbow English»; Баранова К.М., д.фил.н., профессор кафедры английской филологии МГПУ, Почетный работник высшего образования РФ, автор УМК «Rainbow English»;
К.М. БАРАНОВА, д.филол.н., профессор кафедры английской филологии Московского городского педагогического университета, Почетный работник высшего образования РФ

Издательство «ДРОФА» корпорации «Российский учебник»

Взаимосвязь компонентов УМК по иностранному языку: специфика и особенности (на примере новой рабочей тетради к учебнику «Французский язык как второй иностранный» для 5 класса. Шацких В.Н., Кузнецова И.Н.)

В.Н. ШАЦКИХ, к.п.н., доцент, учитель французского языка ОЧУ «Лингвистическая школа» г. Москва, автор УМК «Французский язык»

«От «Мозаики» к СПЕКТРУ». Новая серия УМК по немецкому языку»

Н.А. АРТЕМОВА, старший ведущий редактор Центра иностранных языков, автор серии УМК по немецкому языку «Спектр»

Издательство «Просвещение»

Особенности методики преподавания французского языка как второго иностранного по линии УМК «Встречи»

Н.А. СЕЛИВАНОВА, к.п.н., доцент кафедры французского языка МГИМО МИД России

Рейтинг@Mail.ru